}
Уссурийск (4234) 24-80-24 Владивосток 924 739 5555 Чебоксары 927 991 1444
Лаборатория независимой экспертизы и оценки
"Мы стремимся соответствовать высоким требованиям, предъявляемым нашими клиентами к оценке и экспертизе, и активно внедряем передовые технологии управления рабочими процессами."

Изменения в тарификации ОСАГО подготовят к ноябрю

Сразу после обсуждения в Государственной думе, 24 сентября слушания по теме будущего ОСАГО прошли и в Совете Федерации. На мероприятии в верхней палате российского парламента присутствовали не только сенаторы, но и представители ряда министерств и ведомств, общественные активисты.

Все выступающие согласились с тем, что либерализация ОСАГО нужна. Однако каждая из сторон — чиновники, депутаты, общественники и страховщики пока еще видят эту либерализацию по-разному, и каждый предлагает свои аргументы. Каждый настаивает на своих нормах, выделяет свои аспекты.

Так, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев считает возможным «рассмотреть вариант полноценного перехода от страхования автомобиля к страхованию рисков каждого водителя... Почему владелец нескольких автомобилей должен иметь несколько полисов ОСАГО на каждый автомобиль? Очевидно, что он не может ездить на них одновременно». По его мнению, следует «привязать полис не к автомобилю, а к правам». Его поддержал и заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров.

Заместитель председателя Совета Федерации Евгений Бушмин, в свою очередь, высказывает сомнения в таком подходе, потому что «система видеофиксации водителя не обнаружит», а зафиксирует только автомобиль. Также, по мнению Бушмина, примитивная либерализация не только будет способствовать росту цен на полисы, но и вполне может иметь негативные социальные последствия: «Что будет, если мы просто либерализуем. Это выльется на улицы. Вот давайте на газ освободим тарифы, посмотрим что будет». По его словам, нужно быть острожными и прислушиваться к мнению самих автолюбителей и представителей профильных общественных организаций.

Согласно выводам экспертов-социологов из исследовательского холдинга РОМИР, сделанных на основе опроса 1500 автовладельцев во всех федеральных округах страны, в последнее время «число респондентов, поддерживающих либерализацию ОСАГО, только увеличилось. Они ждут, что реформа позволит устанавливать индивидуальные тарифы, увеличивать сроки страхования по ОСАГО, обеспечит рост возмещения ущерба, возможность использования телематики для получения скидок за безаварийную езду».

69% опрошенных автомобилистов считают, что свободный тариф снизит стоимость ОСАГО для добросовестных водителей. При этом, по мнению 57% автовладельцев, либерализация должна упростить покупку полисов ОСАГО, почти столько же процентов уверены, что ОСАГО в таком случае станет более ориентированным на его владельца.

72% автовладельцев считают, что добросовестные водители, имеющие настоящие полисы ОСАГО, но не пользующиеся выплатами, фактически платят за недобросовестных водителей и за мошенников, а 97% осуждают водителей, садящихся за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также создающих аварийные ситуации своими манёврами и нарушениями ПДД.

Как считает половина опрошенных РОМИР водителей, если система ОСАГО не изменится, тарифы на полисы будут устанавливаться и повышаться по субъективной оценке в зависимости от экономической ситуации, что вполне могло бы произойти сегодня.

Впрочем, слушаниями в Совете Федерации дело не завершилось. Обсуждение реформы вылилось на страницы в Интернете и социальные сети. Так, один из самых авторитетных общественников и автоэкспертов — координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов, уже после слушаний выпустил большую колонку на сайте Forbes, где рассказал о планируемых изменениях, и написал подробный пост на своей странице в сети Facebook, подключив к дискуссии широкую общественную аудиторию. «Друзья автомобилисты, предупреждаю, назревает новая реформа ОСАГО. Но в этот раз всё будет совсем по-другому, и у вас есть время подготовиться. Рассказываю детали, эксклюзив, все дела, поделитесь ссылкой с вашими друзьями автомобилистами, потом будет не так больно (спойлер: исправьте ошибки КВС и КБМ, иначе цена на полис для вас возрастет кратно!!!)», — пишет Шкуматов на своей странице в Facebook.

По информации Шкуматова, могут убрать коэффициент мощности и территории. Стоимость полиса будет рассчитываться индивидуально для каждого водителя по двум коэффициентам: КВС (возраст-стаж) и КБМ (бонус-малус). Молодые неопытные водители будут платить больше, люди постарше и с большим стажем вождения будут платить за полис меньше. По расчетам ЦБ, полис подешевеет или останется на том же уровне цены для 80% водителей и подорожает для 20%. КВС будет считаться с шагом в 5%, в ней будет 50 сегментов. Минфин настаивает учитывать в формуле расчета цены полиса грубые нарушения ПДД, которые рассматривались судом и было вынесено решение о виновности привлекаемого лица. Например, если вы в состоянии алкогольного или наркотического опьянения прокатились по встречке, то цена полиса после получения прав, будет для вас выше, чем для среднестатистического водителя. «Вариативность цены на полис будет в тарифном коридоре ±40%. Т.е., даже для самого закоренелого алкоголика верхняя цена на полис будет лишь на 40% выше х КБМ, чем базовый уровень и это типа социально. (я против, уверен, что если водитель — ***ак, то пусть либо пешком ходит, либо платит за себя сам) А для самого аккуратного водителя с большим безаварийным стажем вождения цена на полис будет меньше на 40% базового уровня х КБМ, то есть на 80%», — пишет Шкуматов и приводит еще целый ряд ожидаемых изменений.

Судя по всему, Минфин и Центробанк наконец-то пришли к компромиссу и готовы пойти на общий документ, которым будет описываться стратегия предлагаемой реформы.

По словам президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, страховщики испытывают серьезные проблемы и даже уходят с рынка, потому что сейчас «тариф не сбалансирован. Одни платят за других. Из-за этого Альянс ушел, АIG ушел, ВТБ, Сбербанк этим не занимаются. Видно, что 85% хороших водителей оплачивают риски 15% водителей. Мы пока индивидуальный тариф устанавливать не можем. Расширение 20%-20%+ — это не способ найти для страховщика лазейку, а это возможность реагировать на будущие и прошлые колебания».

Руководитель департамента социальных и маркетинговых исследований Центра политической конъюнктуры Алексей Харь считает, что сейчас обсуждение тарифов ОСАГО в парламенте может дать рынку и владельцам авто позитивный сигнал: «тема будущих тарифов ОСАГО сильно резонирует в разных аудиториях. Чтобы минимизировать негативные последствия и усилить позитивное восприятие реформы ОСАГО, властям следует не затягивать с решением, но в то же время провести серьезную, масштабную кампанию по информированию автовладельцев».

Организовывать эту работу судя по всему придется довольно быстро. По данным ряда источников уже к ноябрю Центробанк может выпустить указание с новыми правилами расчета тарифов.

Источник: actualcomment.ru

Вернуться к списку