Минэкономики опубликовало новый проект методики оценки арендных платежей за федеральное имущество аэропортов. Документ предлагает рассчитывать плату исходя из рыночной стоимости имущества, определенной оценщиком. Министерство хочет включить механизм и в действующие договоры с операторами аэропортов, а государство получит право изменять плату не реже, чем один раз в пять лет. В Минэкономики "Ъ" пояснили, что действующие договоры аренды могут быть пересмотрены после того, как постановление вступит в силу.
Сейчас единой схемы определения арендных платежей нет. Так, Шереметьево платит 210 млн руб. в год до 2051 года, Домодедово — 410 млн руб. в год до 2073 года. Ставка во Внуково — 10% выручки от аэропортового сбора по взлетам-посадкам, в 2013 году она составила примерно 120 млн руб. По данным "Ъ", на конец февраля балансовая стоимость аэродромного имущества Внуково составляла порядка 22 млрд руб., Шереметьево — около 24 млрд руб. В Домодедово стоимость объектов не раскрыли.
Минэкономики и Минтранс спорят о схема расчета арендных платежей с 2013 года. Минэкономики предлагало учесть в формуле возврат капвложений в создаваемое имущество аэродрома. Но и тот вариант, и новая схема не устроили Минтранс: в министерства сообщили, что сейчас с ФГУП "ГосНИИ гражданской авиации" разрабатывают свои критерии оценки платежей, которые будут направлены Минэкономики. В конце 2013 года Минтранс предлагал рассчитывать плату как не более 10% от дохода главного оператора аэропорта от обслуживания взлетов-посадок. По данным источников "Ъ", этот механизм поддержал вице-премьер Аркадий Дворкович. В пятницу его представитель отказалась от комментариев.
Операторы аэропортов также прохладно отнеслись к идеям Минэкономики, хотя единой позиции у них нет. В Домодедово оптимальным считают "единую ставку за квадратный метр искусственных покрытий аэродромно-технического комплекса с учетом износа", отмечая, что важный критерий в разработке новой методики — объективность определения рыночной стоимости имущества. В Шереметьево говорят, что полноценно применить к аэродромному имуществу невозможно оба проекта, придется вводить искусственные коэффициенты. "Арендная плата должна быть посильной для оператора и зависеть от объема его доходов, заработанных непосредственно на аэродроме, то есть речь идет в основном о доходах от услуг по взлету-посадке",— считают в компании. Там добавили, что нужно учесть и налоги, которые платят "предприятия авиакластера крупных аэропортов", а в московском авиаузле государство легко может окупать через налоги одну-две взлетно-посадочные полосы в год. Во Внуково на запрос "Ъ" не ответили.
Глава попечительского совета Международной ассоциации аэропортов Александр Бородин удивлен предлагаемой схемой расчета арендных ставок. "Оба варианта, разработанные Минэкономики, кабальные и разорительные для аэропортов, особенно для региональных,— считает он.— Рыночная стоимость имущества будет схожей и в регионах, и в столицах, но количество пассажиров, приносящих доход операторам, совершенно разное". По мнению господина Бородина, в нынешних экономических условиях оптимальным вариантом может стать доходный метод.
Источник: Коммерсантъ