}
Уссурийск (4234) 24-80-24 Владивосток 924 739 5555 Чебоксары 927 991 1444
Лаборатория независимой экспертизы и оценки
"Мы стремимся соответствовать высоким требованиям, предъявляемым нашими клиентами к оценке и экспертизе, и активно внедряем передовые технологии управления рабочими процессами."

ОСАГО продолжает показывать сверхприбыльность

В прошлом году сборы по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) приостановили рост. Однако при этом существенно упали выплаты, повысив прибыльность этого вида страхования. Страховщики же почти прекратили разговоры об убыточности и необходимости повышать тарифы.

Рентабельность удвоилась

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в прошлом году совокупные сборы страховщиков по ОСАГО составили 227,9 млрд руб., что соответствует уровню 2017 года. Число заключенных договоров выросло на 2%, до 39,98 млн шт., а средняя премия снизилась на 1,9%, до 5,7 тыс. руб. По словам главы РСА Игоря Юргенса, снижение стоимости страховки во многом вызвано действием системы бонус-малус: около 80% всех автовладельцев ездят безаварийно и накопившаяся скидка обеспечивает снижение средней премии.

При этом совокупные выплаты по ОСАГО упали на 21% и составили 142,2 млрд руб. И это при том, что курс рубля в 2018 году снизился к доллару примерно на 20%, а, значит, примерно на столько же подорожали запчасти для иномарок, восстановление которых после аварии наиболее затратно для страховщиков.

РСА объясняет это снижение уменьшением на 11% количества заявленных и урегулированных событий, и на столько же – снижением размера средней выплаты, что может свидетельствовать о меньшей тяжести ДТП. Косвенно эти выводы подтверждает статистика ГИБДД, согласно которой в прошлом году число ДТП в стране уменьшилось лишь на 0,8%, но при этом на 4,5% снизилось число погибших.

Однако в любом случае рентабельность бизнеса ОСАГО колоссальна и составляет чуть меньше 40%, причем это еще без учета инвестиционных доходов от размещения страховых сборов на банковских депозитах и в ценных бумагах. В 2017 году разница между выплатами и сборами страховых премий оставляла около 20%, то есть за прошлый год рентабельность ОСАГО удвоилась.

Если посмотреть на историю ОСАГО с 2012 года, то из собранных 1,318 трлн руб. страховых взносов автовладельцев более трети, а точнее 36%, ушло в доход страховых компаний. И это не считая результата инвестирования свободных средств, на Западе дающего основную часть прибыли страховых компаний.

Автоюристы здравствуют

Снижение количества убытков и средней суммы выплат Игорь Юргенс объясняет успешной борьбой с мошенничеством и недобросовестными практиками в ОСАГО. «Переход на натуральное возмещение и активная позиция властей в отдельных регионах позволила снизить количество страховых судов. Однако сейчас статистика стала гораздо более явно отражать стремление “автоюристов” заработать на судебных делах. Об этом свидетельствуют как возросшая сумма среднего судебного штрафа, так и то обстоятельство, что при существенном снижении количества судебных дел общая сумма выплат по судам осталась почти неизменной», – считает он.

Действительно, цифры говорят о том, что число судебных решений по ОСАГО в прошлом году снизилось на 20%, до 283 тыс., при этом сумма выплат по судебным решениям практически не изменилась, составив 34 млрд руб. Однако анализ ситуации заставляет предположить, что, несмотря на введение «натурального» возмещения вреда по ОСАГО, именно со стороны страховщиков обман носит системный характер.

По данным РСА, средний размер выплаты составил в прошлом году 67 063 руб., в то время как средняя выплата по судебным делам была чуть ли не вдвое большей – свыше 120 тыс. руб. Если не принимать всерьез версию о том, что все российские суды коррумпированы и принимают решения исключительно в пользу автоюристов, то получается, что введение «натурального ОСАГО» не привело к изменению ситуации во взаимоотношениях страховщиков с клиентами. Складывается впечатление, что, несмотря на огромные выплаты по судебным делам, страховым компаниям по-прежнему выгодно систематически занижать объемы выплат и стоимость ремонта.

Однако ситуация уже начала меняться в лучшую для автомобилистов сторону. Так, в январе средний размер страховой выплаты вырос по сравнению с данными годом ранее на 5,2%, до 65 460 руб. Правда, по словам Игоря Юргенса, «рост средней выплаты связан в первую очередь с применением актуализированных справочников средних стоимостей запчастей».

Борьба за клиента

В начале года в расчет ОСАГО был введен ряд нововведений. Прежде всего, был раздвинут на 20% вверх и вниз коридор базовых ставок, которые страховые компании устанавливают самостоятельно для каждого региона. Кроме того, были введены новые коэффициенты возраста и стажа, а также немного изменен коэффициент за безаварийную езду.

Как и предполагало большинство экспертов, топовые страховые компании практически во всех регионах сразу же установили максимальные базовые ставки. Несмотря на это средний тариф для физических лиц, по информации РСА, в январе снизился на 1,8%, а если рассматривать все категории владельцев автотранспортных средств, то снижение еще более существенное – 2,3%. Игорь Юргенс связал это с реформой ОСАГО. Но с этим сложно согласиться, прежде всего, из-за роста базовой стоимости страховки, а также из-за того, что новые коэффициенты в среднем увеличивают выплаты.

Возможно, выборка за январь просто не является репрезентативной. По крайней мере, автору этого материала с безаварийным стажем вождения с 1991 года продлить полис ОСАГО в той же страховой компании предложили на 559 руб., или 9,7% дороже, чем в прошлом году.

Однако конкуренция все-таки пришла на рынок ОСАГО. По крайней мере, два крупных страховщика – ВСК и «Росгосстрах», заявили о снижении базовой тарифной ставки в большинстве регионов России. Скорее всего, за ними последуют и другие крупные страховщики ОСАГО, в противном случае они рискуют потерять значительную часть рынка. Впрочем, при выборе страховой компании следует руководствоваться не только величиной тарифов, но и наличием достаточного числа станций технического обслуживания автомобилей.

Обратной стороной медали, скорее всего, станет снижение комиссионных выплат, которые получают различные посредники – страховые брокеры и страховые агенты, за заключением договоров с клиентом. Сейчас комиссия не должна превышать 10% от страхового взноса. Многие страховые компании платят нулевую комиссию своим агентам в тех регионах, где не хотят развивать данный сегмент страхования, и находят различные способы, чтобы заплатить намного больше 10% там, где ОСАГО для них выгодно.

Сейчас же, по информации ряда страховых брокеров, многие страховщики снизили или пытаются снизить размер комиссионного вознаграждения. В принципе, уход страховых посредников в век развития интернет-технологий пойдет только на пользу рынку, поскольку вырастут доходы непосредственно страховщиков.

Реформа продолжится

Попытки улучшить и сделать более справедливыми ОСАГО на этом не умерли. Так, страховщики активно лоббируют дальнейшее расширение коридора базовых ставок – теперь уже до 50%. Но пока Банк России на это не поддается, справедливо опасаясь того, что страховщики единодушно поднимут ставку до максимума.

Но в недрах ЦБ зреют другие инициативы. Так, планируется отмена территориального коэффициента и коэффициента мощности. Существование первого еще можно было оправдать: ошибка и невнимательность в регионах с более плотным движением вероятнее приведет к ДТП. Однако введение коэффициента мощности – чистая победа лоббистов страховщиков. Даже из школьного курса физики известно, что тяжесть наносимого повреждения будет зависеть от массы и скорости, а не напрямую от мощности мотора или количества сидений в салоне. Но зато введение этого коэффициента оправдано с меркантильной точки зрения: чем мощнее автомобиль, тем дороже он стоит и тем больше у его владельца денег на оплату страховки.

Еще одна разумная инициатива – это возможность оформлять страховку на автомобиль, как это делается в настоящее время, либо страховать ответственность водителя. Сейчас человек, владеющий двумя, тремя или пятью автомобилями, должен платить за соответствующее число полисов ОСАГО. Но ездить сразу на всех, и тем более одновременно стать виновником ДТП, он не может. Вот этот казус и призван разрешить уже лежащий в Госдуме законопроект. Но, похоже, ждать позитивных для автовладельцев нововведений стоит не раньше 2021 года, если новшества вообще сумеют пробиться через лоббистские заслоны страховых компаний.

Источник: fingazeta.ru

Вернуться к списку